Реализация программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно- исследовательская, восприятие художественной литературы, музыкальная, двигательная.
Цели:
Расширять у детей знания и представления о собаках-помощниках, об особенностях внешнего вида, о том как собаки помогали солдатам в годы ВОВ; познакомить детей с произведением Т.И.Шорыгиной «Санитарная собака»; учить слушать художественное произведение и отвечать на вопросы по его содержанию.
Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей. Воспитывать и првивать любовь к четвероногим друзьям.
Ход НОД
1. Организационный момент
Я верный человека друг. Имею множество заслуг.
На цепь привязан во дворе. Зимою сплю я в конуре.
Охочусь с другом на волков. Пасу на пастбище коров.
Бегу по тундре вековой в упряжке, снежною зимой.
Я в мире лучшая служака. Кто я? Ты угадал — (Собака)
2. Беседа о собаках и показ иллюстраций
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о собаках, о наших четвероногих друзьях и помощниках.
Пастушьи собаки помогают пастухам пасти овец и коров.
Собаки-спасатели находят людей под завалами во время стихийных бедствий и землятрясений, а также спасают утопающих.
Пожарные собаки спасают людей во время пожаров.
Собаки-поводыри помогают слепым и слабослышащим . Они водят их по улицам.
Пограничные собаки охраняют границы.
Ездовые собаки на Крайнем Севере перевозят грузы и людей. Собак мы называем верными помощниками и друзьями.
— А как вы думаете, почему мы их так называем? (рассуждения детей)
Собаки помогали и в годы ВОВ. Военные солдаты искали мины, подрывали танки. Мина, укрепленная на спине собаки, цеплялась за днище танка, а собака молниеносно выскакивала из-под него и мчалась прочь, успевая убежать подальше еще до того, как танк взорвется. Их обучали кинологи (спецалисты по дрессировке собак).
А вот о другой собаке вы узнаете из стихотворения , которое называется «Санитарная собака». А пока немного отдохнем.
- Физминутка под песню «Бравые солдаты» (ходьба по группе с высоким подниманием колена, бег и упражнения по выбору воспитателя)
3. Чтение стихотворения «Санитарная собака» Т.И.Шорыгиной
«Санитарная собака»
Я собака смелая, Умная, умелая!
Пуль и взрывов не боюсь, К раненному подберусь. Сумку я несу солдату,
В сумке йод, бинты и вата. Чтобы мог он сделать сам Перевязку легких ран.
Вопросы:
- О ком это стихотворение?
- Какая была собака? (Собака была умная, смелая, умелая)
- Почему ее называли смелой? (Она не боялась взрывов и пуль)
- К кому она подбиралась? (Она подбиралась к раненному солдату)
- Что находилось в сумке , которую переносила собака? (В сумке находились йод, бинты, вата)
- Почему собаку называли санитарной? (Она помогала раненным бойцам , чтобы они могли себе сделать перевязку)
Составление описательного рассказа о собаке. (по предметной картинке или по игрушке)
Как выглядит собака? Какую пользу приносит санитарная собака? Опишите собаку.
(Это санитарная собака. Она большая и лохматая, коричневого цвета.У нее висячие и чуткие уши, острые зубы и добрые глаза. Она смелая и быстрая собака.
Собака помогает раненным солдатам. Это верный и надежный друг)
4. Игра «Укрась слово»
Цель: подобрать прилагательные к слову «собака».
Дети встают в круг и передают друг другу собаку, называя прилагательные. «Собака» какая? (санитарная, смелая, отважная, быстрая, героическая, мужественная, храбрая, внимательная, сильная, умелая, бесстрашная и т.д)
Обыгрывание стихотворения «Санитарная собака». (2-3 мальчика-солдаты, раненные, игрушка-собака с сумкой).
5. Рефлексия
- Чем мы сегодня занимались?
- Что вам понравилось?
Использованная литература
- «Детям о Великой Победе» А.П.Казакова, Т.А.Шорыгина. Москва «Издательство ГНОМ, 2011
- «Домашние животные. Какие они?» Шорыгина Т.А. Москва
- «Издательство ГНОМ и Д», 2003