Индивидуальный план
повышения профессионального уровня
старшего воспитателя
Умеровой Нияры Ганиевны
Тема самообразования:
«Интерактивные формы и методы работы методической службы
как фактор успешной профессиональной компетентности
в условиях введения ФГОС ДО» (срок реализации 2019- 2022 год
Фамилия, имя, отчество: Умерова Нияра Ганиевна
Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Раздольненский детский сад №5 «Сказка», старший воспитатель
Дата рождения: 21.07.1969
Образование: высшее, окончила Джизакский Государственный педагогический институт в 1990 году, специальность «Педагогика и МНО», квалификация учитель начальных классов,
В 2017 году прошла профессиональную переподготовку при ГБОУ ДПО «КРИППО» ДПП ПП «Образование и педагогика (дошкольное образование)
Стаж работы: педагогический стаж работы 28 лет, в том числе на данной должности 3 года
Год аттестации, наличие квалификационной категории: высшая квалификационная категория, 2017 год, по должности «старший воспитатель»
Курсы повышения квалификации: «Совершенствование профессиональной компетентности старшего воспитателя в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Тема самообразования: «Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО»
Цель: Расширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций методиста в реализации модели методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогических кадров.
Задачи:
- Совершенствовать и углубить свои знания в данной области.
- Выявить и проанализировать современные тенденции в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДО: формы, методы, условия, выявить наиболее эффективные формы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов.
- Провести анализ актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДО, их профессиональных потребностей, проблем, интересов.
- Разработать оптимальную модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДО.
- Внедрить в практику методической работы современные образовательные технологии, обеспечивающие повышение качества воспитательно-образовательного процесса.
Ожидаемые результаты
для старшего воспитателя
- Расширить знания по данной теме.
- Совершенствовать формы организации методической работы в ДО для реализации функций органа самоуправления.
- Разработать модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДО, позволяющей обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога для осуществления педагогического процесса на высоком уровне с учетом потребностей воспитанников и запросов родителей.
- Анализировать профессиональную компетентность, рост качества образования воспитанников ДО для повышения уровня оказания образовательных услуг ДО.
для педагогов:
- Формировать интерес к современным технологиям у педагогов ДО для повышения уровня качества организации воспитательного процесса и сплочения коллектива педагогов.
Внедрить в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии
Направления самообразования.
Профессиональное:
- Знакомиться с современными тенденциями в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДО.
- Пройти курсы повышения квалификации.
- Посещать семинары разного уровня, РМО, участвовать в обмене опытом.
- Проводить открытые занятия для различных категорий участников (коллеги, родители).
- Внедрять в организационно-методический процесс современные образовательные технологии.
- Создать банк презентаций методических мероприятий с применением информационных технологий.
Психолого-педагогическое:
- Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики.
- Изучать современные педагогические технологии и методики взаимодействия с педагогами
Методическое:
- Совершенствовать знания современного содержания воспитательно-образовательного процесса.
- Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через издания и Интернет — ресурсы.
- Изучать опыт коллег по организации методического сопровождения.
- Проводить открытые мероприятия на уровне ДО и районном уровне.
- Принимать активное участие в работе РМО методистов ДО.
- Разработать методические мероприятия с применением информационных технологий.
Источники самообразования: семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы, Интернет — ресурсы, РМО, методическая литература, журналы.
Формы представления результатов педагогической деятельности:
Проведение открытых мероприятий, семинаров, конференций, РМО.
Проведение мастер-классов для различных категорий педагогических работников.
Выпуск буклетов, памяток.
Представление результатов педагогической деятельности на уровне ДО и городском, региональном, республиканском уровнях, сайте ДО, РМО.
Срок реализации программы самообразования: 2019 – 2021 гг.
Представление материала: открытые занятия, выступления из опыта работы на педагогических советах, РМО, мастер-классы.
Основные этапы работы по теме самообразования
1 этап. Подготовительный (выявление)
№ | Содержание работы | Сроки 1-й квартал 2019/2020 учебного года |
1 | Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения | |
2 | Постановка целей, задач работы | |
3 | Предполагаемый результат |
2 этап. Аналитический (изучение)
№ | Содержание работы | Сроки 2-й квартал 2019/2020 учебного года |
1 | Составление плана работы по самообразованию |
3 этап. Организационный (обобщение)
№ | Содержание работы | 3-4 квартал 2020-2021 |
1 | Теоретическая часть: · Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, опыта работы коллег и т.п. · Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы | |
2 | Практическая часть: · Составление конспектов занятий, деятельности и т.д., их апробация. · Изготовление пособий, атрибутов, приобретение оборудования для проведения деятельности · Проведение открытых мероприятий · Выступление на педагогическом совете · Участие в работе творческих групп |
4 этап. Завершающий (внедрение)
№ | Содержание работы | |
1 | Оформление опыта работы: · Систематизация теоретической части · Систематизация практического материала · Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, конспектов, результатов продуктивной деятельности детей, фотоматериалов и др.) | 2021-2022 |
5 этап. Презентационный (распространение)
№ | Содержание работы | 2022 год |
1 | Отчет о проделанной работе: · Рассказ; · Организация выставки результатов продуктивной деятельности детей | |
2 | Подготовка материала к публикации в печатных изданиях | |
3 | Участие в педагогических конкурсах |
Диагностический
2019-2020 учебный год (1 квартал)
Постановка проблемы, проведение мониторинга актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ, изучение методической литературы по теме
Прогностический
2019-2020 учебный год (2-4 квартал)
Определение целей и задач работы по выбранной теме, разработка системы работы, направленной на решение проблемы, планирование и прогнозирование результатов.
Практический
2020-2021 учебный год
Накопление материалов, их отбор и анализ по данной теме, внедрение практического опыта в практику методического сопровождения.
Обобщающий
2021-2022 учебный год
Подведение итогов, оформление результатов работы, аттестация, дальнейшая педагогическая деятельность
Внедренческий
Использование опыта работы в методическом сопровождении педагогов ДО, повышении качества воспитательно-образовательного процесса ДО и его распространение (семинары, мастер-классы, родительские собрания и т.д.)
Введение.
Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.
Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.
Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками.
Необходимость оптимизации методической работы в повышении компетентности педагогических кадров привела к поиску форм и методов для ее эффективной реализации, психологической составляющей процесса становления профессиональной компетентности педагога.
Актуальность темы.
Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности педагогов через оптимизацию и совершенствование профессиональной ориентации педагога в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном уровне развития системы образования. Между тем следует учитывать, что в образовательных учреждениях на данный момент работают педагоги практики с более чем двадцатилетним стажем работы. Отсюда возникает противоречие между образовательными ожиданиями общества, перспективой развития образовательной системы и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде. Разрешению данного противоречия может способствовать методическая работа, представляющая собой один из системных аспектов в непрерывной системе образования педагогических кадров.
План работы по самообразованию 2019 – 2022 гг.
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки | Результат | |
Определение темы самообразования, планирование системы работы | ||||
1 | Разработка программы по самообразованию | 2018г. ноябрь-декабрь | Формулирование целей и задач, этапов работы над темой самообразования | |
2 | Обзор в Интернете информации по направлению деятельности в педагогике, психологии методического сопровождения воспитательно-образовательного процесса | 2019г. январь-февраль | Обобщение и систематизация знаний, оформление информационных материалов по проблеме | |
3 | Изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы, изучение передового педагогического опыта работы по повышению профессиональной компетенции педагогов ДОУ | Весь аттестационный период | Разработка модели методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ. | |
4 | Совершенствование использования интерактивных форм и методов в воспитательно-образовательном процессе | Подбор интерактивных форм и методов в работе с педагогами | ||
5 | Анализ уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ | Мониторинг педагогических кадров: «Оценка уровня профессиональной компетенции педагогических кадров ДОУ» | ||
Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса | ||||
1 | Разработка Программы развития ДОУ | 2018г. | Реализация программы развития | |
2 | Разработка ООП ДО | 2019г. | Повышение качества воспитательно-образовательного процесса | |
3 | Разработка методических мероприятий с применением ИКТ | Весь аттестационный период | Систематизация используемых материалов | |
4 | Выбор методических диагностик по выявлению уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ | Систематизация используемых материалов | ||
5 | Разработка модели методического сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ | Участие педагогов в методических мероприятиях | ||
Участие в методической деятельности, распространение опыта работы | ||||
1 | Реализация современных образовательных технологий, форм и методов в образовательном процессе | Весь аттестационный период | Повышение качества воспитательно-образовательного процесса, активизация активности педагогов | |
2 | Выступление на мероприятиях регионального и муниципального уровня | Распространение опыта работы ГМО | ||
3 | Проведение открытых занятий и мастер-классов для педагогов ДОУ «Технология проблемного обучения» | 2019-2020гг | Распространение опыта работы ГМО | |
4 | Презентация проекта «Методическое сопровождение педагогов в реализации ФГОС ДО» | 2021г. | Распространение опыта работы на ГМО | |
5 | Проект по благоустройству территории посредством участия в Международных программах: «Экошкола / Зеленый флаг», «Ригли» | Весь аттестационный период | Распространение опыта работы в ДОУ | |
Повышение профессиональной компетентности | ||||
1 | Участие в работе ГМО старших воспитателей | Весь аттестационный период | Обмен опытом работы Приобретение новых знаний | |
2 | Участие в конкурсах профессионального мастерства на региональном, муниципальном уровнях | Повышение профессиональной компетентности | ||
3 | Прохождение курсов ПК | 2020г. | Приобретение систематических знаний в области педагогики и психологии, повышение квалификации | |
Эффективность программы:
— достижение положительной динамики качества воспитательно-образовательного процесса;
— результативность использования современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДО
-эффективность модели методического сопровождения педагогов ДО
Вывод:
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров, профессионально-педагогической компетентности. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.
Систематизировав эффективные формы работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, реализуя модель повышения профессиональной компетентности педагогов позволяет получить стабильные положительные результаты: растет число педагогов, имеющих высшее профессиональное образование, подтверждающих уровень своей компетентности через аттестацию на квалификационную категорию и прохождение курсов повышения квалификации и переквалификации.
- Повысить число педагогов, имеющих высшее профессиональное образование, подтверждающих уровень своей компетентности через заявительную аттестацию и прохождение курсов повышения квалификации;
- Педагоги ДОУ активно ведут транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, через участие в работе методических объединений, научно-практических конференциях, семинарах, а также участие в региональных, муниципальных конкурсах, демонстрируя свой опыт и достижения в области воспитания и образования детей.
В целом методическое сопровождение оказывает влияние на совершенствование и развитие профессиональной компетентности педагогов, на атмосферу профессионального успеха, позволяет педагогам активно участвовать в подготовке и принятии управленческих решений (при проведении педагогических советов, разработке годового плана и др.), опирается на мотивационный и дифференцированный подходы в организации деятельности, необходимые для успешного функционирования учреждения; нашло отражение в организации деятельности профессиональных объединений педагогов, доступности передового педагогического опыта для всех субъектов образовательного процесса и совершенствовать развитие деятельностной и личностной характеристик профессиональной компетентности педагогов ДО.
Таким образом, методическое сопровождение позволило обеспечить рост педагогического мастерства и развитие творческого потенциала каждого педагога, осуществлять на высоком уровне педагогический процесс добиться повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ГОСО ДО.
Используемая литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
- Закон РФ «Об Образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
- Белая К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО //К.Ю. Белая// Справочник старшего воспитателя, 2014. — № 3.- С.4-13.
- Веселова, Т.Б Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ [Текст]/ Т.Б. Веселова — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО — ПРЕСС»
- Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы [Текст]/ Н.А. Винградова — М.: Айрис-пресс. — 2009.
- Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст]/Л.М. Волобуева — М.: ТЦ Сфера. — 2009.
- Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ.// Управление ДОУ, 2012. — №6. — С.70-78.
- Голицына, Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении [Текст]/ Н.С. Голицына — М.: Скрипторий, 2003. — 2009.
- Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г.- 176с.
- Микляева Н.В.Инновации в детском саду. — М.: Перспектива, 2011.- 289с.
- Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.- 80с.
Интернет-ресурсы
— Социальная сеть работников образования «Наша сеть» https://nsportal.ru
— Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» https://открытыйурок.рф издательского дома «Первое сентября» 1september.ru/
— Образовательный портал «Мой университет» http://moi-universitet.ru/