Деятельность

«Использование развивающих игр В.В.Воскобовича в педагогической практике»

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

В связи с этим, с 2009г. в своей педагогической практике я стала использовать развивающие игры Воскобовича. Целью его игр является развитие творческих, познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных и математических способностей. Его игры — эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, творчество, интеллектуальное развитие, мышление…

Используя инновационную технологию «Развивающие игры Воскобовича», я заметила, что детям нравится сам процесс игры. Увлеченные замыслом игры, они не замечают, что они учатся. Дети охотно и добровольно включаются в игры.

К концу года я добилась неплохих результатов: у детей повысилась умственная активность, мышление, память, внимание, воображение, увеличился словарный запас, улучшилась связная речь, выработалась координация рук. Дети стали более организованными, усидчивыми, самостоятельными.

Применяя несколько лет развивающие игры В.Воскобовича, хочу отметить, что они дают положительный результат в образовательном процессе. Мне бы хотелось, чтобы эти игры могли использовать и в дальнейшей работе с детьми в группах продленного дня начальной школы и просто дома с родителями.

Своим опытом, я охотно делилась среди коллег детского сада и района.

26 декабря 2011 года принимала участие в «Республиканской эстафете педагогических инноваций», где обменивалась опытом работы с коллегами из Джанкоя.

В августе 2012г. делилась опытом работы с коллегами из Каховского района Херсонской области в ходе Всеукраинской акции «Новые стандарты — новая школа».

В заключение хочу напомнить слова чешского педагога XVI века Яна Амоса Каменского: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

P1010781 P1010785 P1010789 P1010803

В своей практике, игры Воскобовича, я использую на занятиях по математике, развитию речи и окружающему миру, а также в свободное от занятий время. Меня заинтересовали игры тем, что:

  • игры дают возможность проявлять творчество и детям, и взрослым;
  • игры состоят из большого количества игровых заданий и упражнений;
  • с помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя дети осваивают цифры и буквы;
  • узнают и запоминают цвет, форму, тренируют мелкую моторику рук; совершенствуют речь, мышление, внимание, память, воображение.

Больше всего мне нравится работать с помощью коврографа «Ларчик» и приложениями «Эталоны цвета» и «Разноцветные веревочки». Благодаря им можно одну и ту же игру можно провести по-разному и придумать свою.

Всем известна игра «Какая цифра пропущена». Цифры выставляются по порядку и несколько цифр переворачивают. Дети определяют какая цифра пропущена. Чтобы разнообразить эту игру, я решила ее немного видоизменить.

Ее я применяла на занятии «Путешествие Красной Шапочки в Фиолетовый лес». Предлагаю небольшой фрагмент этого занятия с применением этой игры. Название игры я изменила, но суть осталась та же.

Игра «Раскрути спираль»

Фрагмент: Красная Шапочка решила навестить своих друзей зверят-цифрят. А жили они по улице Спиральной. Как вы думаете, почему эта улица так называется? (ответы детей)

100_4200

(из веревочек на коврографе изображается спираль, на которую выставляются изображения зверят-цифрят от 1 до 9, некоторые изображения перевернуты). Дети определяют кого из зверят-цифрят не оказалось дома. (обосновать ответ). (н/р дома не оказалось «зайки-двойки»).

А как вы это определили? (после числа 1 следует число 2 или числу 3 предшествует число 2)

Чтобы проявить творчество детей, задаю вопрос:

А как вы думаете, почему его не оказалось дома? Где он находился?( размышления детей)

Как располагались дома, когда Красная Шапочка шла в гости? (от 1 до 9 в прямом направлении)

Как располагались дома, когда Красная Шапочка шла обратно (от 9 до 1в обратном порядке)

В этой игре можно решить сразу несколько образовательных задач:

  • закрепить счет в пределах 10, ( прямой и обратный счет);
  • закрепить умение доказывать правильность своих решений;
  • формировать речевую деятельность;
  • развивать внимание, память пространственное и творческое воображение, развивать мелкую моторику пальцев руки.

Игра «Подбери по форме»

Задачи: закрепить знания детей о геометрических фигурах, умение сопоставлять предметы с геометрическими фигурами , развивать внимание, мышление, речь, развивать мелкую моторику пальцев руки.

На коврографе из веревочек выкладываются геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат и предметные картинки. Детям необходимо подобрать предметы по форме и разместить картинку в геометрической фигуре.

100_4226100_4229100_4231

Все детки любят слушать сказки, особенно малыши. А если ее рассказывают с показом ,то сказка для них становится еще интереснее. Вот как я использовала цветные квадраты и разноцветные липучки, превратив их в сказочных героев из сказок «Колобок» и «Теремок».

Игра «Расскажи сказку»

Задачи: развивать внимание, память, ассоциативно-творческое мышление , пространственное и творческое воображение, речь, умение рассказывать сказку, развивать мелкую моторику пальцев руки.

Детям предлагается выбрать квадрат любого цвета (н/р оранжевый) и назвать животное по окраске (лиса,белка).

Затем квадрат «оживляем», приделав к нему части тела: ушки, лапки, глазки, хвостик. Сказочный герой готов.Таким же способом «оживляем» серый квадрат (волк), белый (заяц),черный (медведь). Из веревочки желтого цвета скручиваем круг по спирали и получается Колобок. Из длинной веревочки делаем дорожку (можно прямую или волнистую). Герои готовы, можно рассказывать сказку.

100_4237

Стараюсь привлечь каждого ребенка в «оживлении» героев и рассказывании сказки.

В сказке «Теремок» используется «Двухцветный квадрат» для изготовления домика, и те же цветные квадраты.

Игра «Цветные рассказы»

Задачи: развитие детского литературного творчества. В ходе игры, я придумывала первое предложение, а все остальное сочиняли дети на основе ассоциаций каждого следующего цветного квадрата с реалиями окружающего мира.

Photo-0606

Вот наиболее интересные рассказы, придуманные детьми:

Маленький, желтенький цыпленок (желтый квадрат) вылупился из яйца (белый квадрат). Побежал цыпленок на полянку, пощипал травки (зеленый квадрат). Вдруг он увидел божью коровку (красный квадрат). Он никогда ее не видел и спросил: Ты, кто?

— Я, божья коровка! — ответила она. Я ползаю по траве и еще летаю. Побежал цыпленок дальше и увидел колючий клубок (серый квадрат). Он его потрогал и укололся. Он заплакал. Ежик развернулся и сказал: «Я не злой. Это я так от врагов прячусь»

Наступила весна. Пригрело теплое солнышко и растаял снег. Из-под снега появились первые подснежники. Скоро на деревьях появятся почки , а на земле травка. Проснутся ежи. А у ежихи появятся ежата.

Квадраты можно выставлять по-разному. Детям это увлечение очень нравится. Они иной раз увлекаются придумыванием рассказов, что невозможно их остановить.

Игра «Назови птицу»

Задачи: выявить знания детей о птицах, развитие творческого мышления и воображения.

Показать детям квадрат любого цвета и попросить назвать птиц такой же окраски.

Предполагаемые ответы: черный квадрат — скворец, галка, ворона; белый квадрат — голубь, лебедь, белая куропатка.

Усложнение: черно-белый квадрат — ласточка, сорока; сине-желтый квадрат — синица,попугай, серо-коричневый квадрат — воробей, красно-черный квадрат — дятел, снегирь и др.

Изучая тему «Зимующие птицы», я провела игровое упражнение «Какие птицы прилетели на заснеженное дерево».

Игра «Что с чем связано?»

Предложить детям соединить птицу с каким- либо изображением и объяснить почему.

100_4220Photo-0505