Выступление на районном семинаре «Организация воспитательной работы с воспитанниками по патриотическому направлению»

Тема выступления: «Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно – патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС»

Слайд 1

 «Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно – патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС».

Слайд 2

Одним из компонентов образовательной области «Социально — коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания и зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Главной целью дошкольного образования в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Слайд 3

Задачами для реализации патриотического воспитания являются:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Слайд 4

Патриотическое воспитание дошкольников  включает 5 блоков: РЕБЕНОК СЕМЬЯ ДЕТСКИЙ САД РОДНОЙ ГОРОД РОДНАЯ СТРАНА

Слайд 5

Блок «Я и моя семья»

Мир ребенка начинается с его семьи. Дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления о занятиях близких людей, семейных историях, традициях.

Слайд 6

Блок «Детский сад»

 В младших и средней группах через игры, экскурсии, прогулки, занятия учим ориентироваться в помещениях детского сада, здороваться с педагогами и детьми, прощаться, бережно относиться к игрушкам и книгам, поддерживать порядок в группе. В старших и подготовительной к школе группах учим свободно ориентироваться на территории и в помещении детского сада, приобщаем к мероприятиям, которые проводятся в детском саду. Учим соблюдать правила уличного движения и технику безопасности, набирать телефонные номера экстренной помощи, учим быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших детях. Воспитываем бережное отношение к детским игровым постройкам.

Слайд 7

Блок «Родная природа»

 Любовь к природе – одно из проявлений патриотизма. Важно прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о родной природе.

Слайд 8-9

Блок «Родной город. Родная страна»

 Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, учреждениях, знаменитых земляках. Из этого блока дети получают географические сведения о территории нашей страны (глобус, карта). В средней группе знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей группе расширяют представления о значении государственных символов России, воспитывается уважительное отношение к ним, знакомятся со столицей нашего государства, другими городами России, знаменитыми россиянами. У детей формируется представление о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Формируются также основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к России.

Слайд 10

Блок «Родная культура»

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям  и традициям русского народа. На занятиях этого блока мы знакомим детей с устным народным творчеством: сказками, праздниками, народным декоративно-прикладным искусством, формируем у детей общее представление о народной культуре, участвуем в народных праздниках

Данные задачи решаются ежесекундно во всех видах детской деятельности: на НОД, в режимных моментах (в играх, в труде, в быту), на праздниках и т.д.

Реализации поставленных целей и задач по нравственно – патриотическому воспитанию помогает и предметно — развивающая среда в группах (т.е. в каждой группе имеется уголок патриотического воспитания)

Слайд 11

В работе по патриотическому воспитанию педагогами нашего детского сада используются такие методы и приемы как:

  • Беседы с детьми о родном городе, о столице нашей родины Москве, рассказы, объяснения;
  • Чтение художественной литературы;
  • Разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
  • Просмотр диафильмов, репродукций картин, иллюстраций, презентаций (их рассматривание и обсуждение);
  • Организация дидактических, подвижных, настольных, сюжетно- ролевых игр с детьми
  • Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством; продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, конструирование, аппликация и т.д.)
  • Наблюдения за окружающим миром, за трудовой жизнью людей, за изменениями в облике города;
  • Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для них окружении;
  • Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах
  • Личный пример педагога.

Слайд12

В работе по патриотическому воспитанию педагогами нашего детского сада используются такие формы работы: досуги, занятия, музыкальные и спортивные праздники, выставки детских рисунков, театрализованные представления, экскурсии и проекты. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств:

  • Тематический досуг ко Дню матери
  • Новогодний утренник
  • День защитников Отечества
  • День Победы День защиты детей Конкурсы, викторины, соревнования

Слайд 13-17 фото

Слайд 18

Чтобы достичь поставленных целей, мы организуем работу по патриотическому воспитанию, создавая для детей теплую, уютную атмосферу, стараясь, чтобы каждый день ребенка в детском саду был наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду, родной улице, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.