Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательноисследовательская.
Цель: систематизировать представления детей о зиме как времени года.
Программное содержание:
- выявить и обобщить знания детей о зиме и её признаках;
- закрепить знания детей о погодных условиях в зимнее время, о жизни и приспособлении птиц и животных к зимним условиям;
- развивать устную речь, внимание, мышление;
- воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть красивое.
Материал: картинки с изображением птиц и животных, пособие «Эталоны цвета», коврограф.
Ход НОД:
1. Организационный момент
Встали рядышком друг с другом , словно месяц полукругом.
— Ребята, послушайте пожалуйста стихотворение:
Кругом глубокие снега,
Куда я взгляд ни кину,
Метет и кружится пурга.
Вы узнаете зиму?
Заснули реки подо льдом.
Застыли недвижимы,
Горят сугробы серебром.
Вы узнаете зиму?
— По каким признакам вы узнали зиму? (Выпал снег, метет пурга, реки замерзли и превратились в лед)
2. Игра «Подбери признак» (воспитатель бросает снежок ребенку и задает вопрос)
Снег, какой? (пушистый, мягкий, белый, легкий)
Лед, какой? (твердый, прозрачный, гладкий, толстый)
Зима, какая? (холодная, морозная, ветреная)
— А еще зима бывает капризная, злая, ворчливая.
— Присаживайтесь поудобнее и я расскажу вам про «Проказы матушки-зимы».
3. Чтение отрывка из рассказа К. Ушинского
«Проказы старухи- зимы»
Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком. Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.
— Ребята, давайте вспомним, как называются птицы, которые улетают в теплые края? (Перелетные).
— Почему им приходится улетать в теплые края? (Улетающим птицам зимой есть нечего. Многие перелетные птицы едят насекомых, а с наступлением холодов все насекомые прячутся, поэтому в поиске пищи птицы улетают в теплые края).
— Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие)
— Почему они никуда не улетают? (Зимующие птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать сами).
Д/и «Перелетные и зимующие птицы»
Задание: отобрать перелетных и зимующих птиц.
Воспитатель продолжает рассказ:
Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают. Не испугалися звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.
Игра «Заколдованные звери»
На коврографе помещены квадраты разных цветов — соответствующим животным (белый — заяц, серый — волк, еж, белка, оранжевый — лиса, коричневый — медведь).
— Старуха-зима заколдовала зверей и превратила их в разноцветные льдинки.
Расколдовать их можно в том случае, если вы назовете кто это и какой он, как зимует. (Это лиса. Она рыжая, пушистая, хитрая. Зимой рыщет по лесу в поисках еды.)
Рассказы детей. (3-4 ребенка)
Воспитатель продолжает рассказ:
— Ну, постой же, — думает зима, — дойму я людей, и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери, так что брёвна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать — наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт. По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают.
Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки — и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: «Приди-ка пособить!»
Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть — и разгорится у него лицо, как огонь.
Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости. Со стрех зимние слёзы закапали… видно, весна недалёко!
— Давайте покажем, почему ребятишки не боятся зимы
Игра «Зимние забавы»
Цель — развить координацию речи с движением, общие речевые навыки.
Ход игры:
Мы бежим с тобой на лыжах, (Дети изображают ходьбу на лыжах.)
Снег холодный лыжи лижет.
А потом — на коньках (Дети изображают бег на коньках.)
Но упали мы. Ах! (Падают)
А потом снежки лепили, (Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.)
А потом снежки катали, (Катят воображаемый комок.)
А потом без сил упали. (Падают)
И домой мы побежали. (Бегут по кругу.)
Рефлексия.
— Чем мы сегодня занимались?
— Что вам понравилось больше всего?