Сценарий педсовета «Совершенствование форм работы по трудовому воспитанию детей»

Повестка дня:

  • Анализ выполнения решения предыдущего педагогического совета. Актуальность вопроса трудового воспитания. Вопросы трудового воспитания в Федеральной Образовательной Программе
  • Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей младшей группы.
  • Развитие трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурства.
  • Итоги тематической проверки «Состояние работы по трудовому воспитанию детей».
  • Итоги смотра-конкурса «Лучший центр трудовой деятельности»
  1. Доклад к педагогическому совету на тему: «Вопросы трудового воспитания в Федеральной Образовательной Программе»

Сегодняшний педсовет посвящен трудовому воспитанию в дошкольном учреждении. Современные родители не считают трудолюбие важным качеством личности.Более значимую роль для них играет развитие интеллектуальных способностей детей. Поэтому этому вопросу мы уделили столь пристальное внимание.

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему и К.Д Ушинский.

К. Д. Ушинский определил теоретический и методологический взгляд на труд детей в книге «Наука и искусство воспитания»: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой»

Перед нами, педагогами, сегодня стоит вопрос, как привить детям навыки трудиться, как почувствовать поддержку родителей, как увидеть желание детей трудится, да и самим получить радость от успехов в этой работе.

Организация труда – дело хлопотное для педагога. Но в труде даже самые непослушные, неуверенные дети становятся целеустремленными, активными. Правильно организованный труд привлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов.

         Давайте рассмотрим, что нам предлагает ФОП ДО по трудовому воспитанию детей.

1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования» дошкольные образовательные учреждения начали работать по новой федеральной образовательной программе – ФОП ДО.

Федеральная программа объединяет обучение и воспитание, вводит единые требования к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах.

Конкретные задачи и содержание образовательной деятельности по формированию позитивных установок к различным видам труда у детей на каждый дошкольный возраст сформулированы в содержательном разделе ФОП дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие»

Трудовое направление воспитания,  а также целевые ориентиры (возрастные характеристики достижений ребёнка) воспитания отражены в Рабочей программе воспитания.

Основные задачи образовательной деятельности в сфере трудового воспитания детей от 3 лет до 4 лет

  • развивать интерес к труду взрослых в детском саду и в семье, формировать представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях (мытье посуды, уборка помещений детского сада и участка и пр.) и трудовые навыки;
  • воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых;
  • приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание), развивать самостоятельность, уверенность, положительную самооценку.

Для реализации  задач образовательной деятельности в сфере трудового воспитания в ФОП ДО прописано конкретное Содержание образовательной деятельности в сфере трудового воспитания детей от 3 лет до 4 лет

(педагоги каждой возрастной группы зачитывают содержание образовательной деятельности)

  • Педагог формирует первоначальные представления о том, что предметы делаются людьми, например, демонстрирует процессы изготовления атрибутов для игр. В процессе взаимодействия с детьми выделяет особенности строения предметов и знакомит с назначением их частей (ручка на входной двери нужна для того, чтобы удобнее было открыть дверь, спинка на скамейке в раздевальной комнате необходима для того, чтобы удобнее было сидеть).
  • Знакомит детей с основными свойствами и качествами материалов, из которых изготовлены предметы, знакомые ребенку (картон, бумага, дерево, ткань), создает игровые ситуации, вызывающие необходимость в создании предметов из разных материалов, использует дидактические игры с предметами и картинками на группировку по схожим признакам, моделирует ситуации для активизации желания детей включиться в выполнение простейших действий бытового труда.
  • Педагог формирует первоначальные представления о хозяйственно-бытовом труде взрослых дома и в детском саду, поощряет желание детей соблюдать порядок при раздевании на дневной сон (аккуратное складывание одежды), уборке рабочего места после продуктивных видов деятельности (лепки, рисования, аппликации) и т.п. Использует приемы одобрения и поощрения ребенка при правильном выполнении элементарных трудовых действий (убирает за собой посуду на раздаточный стол, убирает рабочее место после занятий, собирает игрушки, помогает раздать наглядный материал на занятие и т.п.
  • Педагог поддерживает стремления ребенка самостоятельно выполнять отдельные действия самообслуживания: одевание на прогулку, умывание после сна или перед приемом пищи, элементарный уход за собой (расчесывание волос, поддержание опрятности одежды, пользование носовым платком и т.п.). Педагог создает условия для приучения детей к соблюдению порядка, используя приемы напоминания, упражнения, личного примера, поощрения и одобрения при самостоятельном и правильном выполнении действий по самообслуживанию.
  • Педагог организует специальные игры и упражнения для развития мелкой моторики рук детей с целью повышения качества выполнения действий по самообслуживанию.

Основные задачи в сфере трудового воспитания детей от 4 лет до 5 лет

  • формировать представления об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда;
  • воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях;
  • вовлекать в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда;
  • развивать самостоятельность и уверенность в самообслуживании, желании включаться в повседневные трудовые дела в детском саду и семье.

Содержание образовательной деятельности в сфере трудового воспитания детей от 4 лет до 5 лет

  • Педагог знакомит детей с содержанием и структурой процессов хозяйственно-бытового труда взрослых, обогащает их представления, организуя специальные образовательные ситуации с моделированием конкретных трудовых процессов взрослых, работающих в детском саду (как музыкальный руководитель готовится к занятиям с детьми, как электрик меняет электрические лампочки в групповой комнате, повар делает салат на обед). Беседует с детьми, обращает внимание на целостность трудового процесса, направленного на продуктивный результат, вызывает у детей добрые и уважительные чувства к взрослым, которые заботятся о жизнедеятельности детей в детском саду.
  • Педагог поддерживает инициативу детей узнать и рассказать о трудовой деятельности взрослых, поощряет коммуникативную активность ребенка, связанную с желанием рассказать о профессии мамы или папы, описать их трудовые действия, рассказать о результатах их труда.
  • Педагог расширяет представление детей о предметах как результате труда взрослых, о многообразии предметного мира материалов (металл, стекло, бумага, картон, кожа и т.п.), знакомит детей с ключевыми характеристиками материалов, организуя экспериментирование способствует обогащению представлений детей об отличительных признаках материалов для создания продуктов труда (прочный / ломкий материал, промокаемый \ водоотталкивающий материал, мягкий / твердый материал и т.п.)
  • Педагог рассказывает детям о бытовой технике, помогающей взрослым организовать бытовой труд дома: стиральная и посудомоечная машины, пылесос, мультиварка, миксер, мясорубка, беседует с детьми о назначении бытовой техники, формирует представление о ее назначении для ускорения и облегчения процессов бытового труда.
  • Педагог создает условия для позитивного включения детей в процессы самообслуживания в процессе режимных моментов группы, поощряет желание детей проявлять самостоятельность и инициативность, используя приемы поощрения и одобрения правильных действий детей, результатов процесса самообслуживания. Одобряет действия детей, направленные на оказание взаимопомощи (помочь доделать поделку, помочь одеться, помочь убрать со стола и т.п.).
  • В процессе самообслуживания обращает внимание детей на необходимость бережного отношения к вещам: аккуратное складывание одежды, возвращение игрушек на место после игры и т.п. В процессе самообслуживания педагог напоминает детям о важности соблюдения очередности действий в трудовом процессе для достижения качественного результата, демонстрирует детям приемы самоконтроля для оценки результата, поощряет действия детей, направленные на применение способов самоконтроля в процессе выполнения действий.

Основные задачи в сфере трудового воспитания детей от 5 лет до 6 лет

  • формировать представления о профессиях и трудовых процессах;
  • воспитывать бережное отношение к труду взрослых, к результатам их труда;
  • развивать самостоятельность и инициативу в трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе;
  • знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать первоначальные представления о финансовой грамотности.

Содержание образовательной деятельности в сфере трудового воспитания детей от 5 лет до 6 лет

  • Педагог обогащает представления детей о труде взрослых, знакомит детей дошкольного возраста с разными видами производительного (промышленность, строительство, сельское хозяйство) и обслуживающего (сфера досуга и отдыха, сфера культуры, медицина, торговля) труда. Создает образовательные ситуации по ознакомлению детей с конкретными профессиями взрослых, демонстрирует возможные связи между профессиями, обращает внимание детей на содержание каждой профессии в соответствии с общей структурой трудового процесса (мотив, цель, инструменты и оборудование, содержание действий, выбор трудовых действий в соответствии с целью, результат): Продавец продает товар покупателю, рабочий на фабрике изготавливает товар, шофер развозит товар по магазинам, грузчик разгружает товар.
  • Педагог формирует представление детей о современной технике, ее разнообразии, создает образовательные ситуации для знакомства детей с конкретными техническими приборами, показывает, как техника способствует ускорению получения результата труда и облегчению труда взрослых.
  • Педагог создает условия для знакомства детей с экономическими знаниями, рассказывает о назначении рекламы для распространения информации о товаре, формирует представление о финансовой грамотности человека, обсуждает с детьми назначение денег и их участие в процессе приобретения товаров или услуг, организует проблемные и игровые ситуации для детей, развивает умения планировать расходы на покупку необходимых товаров и услуг, формирует уважение к труду родителей.
  • Педагог продолжает поощрять инициативность и самостоятельность детей в процессах самообслуживания в группе (убрать постель после сна, расставить ровно стулья за столами в зоне учебной деятельности), создает проблемные и игровые ситуации для развития умений выполнять отдельные трудовые действия, привлекает к решению поставленных задач родителей с целью создания дома условий для развития умений реализовывать элементы хозяйственно-бытового труда: вымыть тарелку после обеда, вытереть пыль в комнате, застелить кровать, погладить носовой платок, покормить домашнего питомца и т.п.
  • Педагог создает условия для коллективного выполнения детьми трудовых поручений во время дежурства, учит детей распределять между собой трудовые поручения для получения единого трудового результата

Основные задачи в сфере трудового воспитания детей от 6 лет до 7 лет

  • развивать ценностное отношение к труду взрослых;
  • формировать представления о труде как ценности общества, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий;
  • формировать элементы финансовой грамотности, осознания материальных возможностей родителей, ограниченности материальных ресурсов;
  • развивать интерес и самостоятельность в разных видах доступного труда, умения включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками;
  • поддерживать освоение умений сотрудничества в совместном труде;
  • воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию в труде взрослых, оказанию посильной помощи.
  •  

Содержание образовательной деятельности в сфере трудового воспитания детей от 6 лет до 7 лет

  • Педагог расширяет и углубляет представления о труде взрослых путем знакомства детей с разными профессиями, рассказывает о современных профессиях, возникших в связи с потребностями людей. Организует встречи детей с представителями разных профессий, организует экскурсии с целью продемонстрировать реальные трудовые действия и взаимоотношения специалистов на работе, организует просмотры видеофильмов, мультфильмов, чтение художественно литературы для знакомства детей с многообразием профессий современного человека. Организует этические беседы с детьми с целью обсуждения требований, предъявляемых к человеку определѐнной профессии, раскрывает личностные качества, помогающие человеку стать профессионалом и качественно выполнять профессиональные обязанности.
  • Педагог создает игровые и проблемные ситуации для расширения представлений детей об обмене ценностями в процессе производства и потребления товаров и услуг, о денежных отношениях в сфере обмена товаров и услуг, развития умений бережливости, рационального поведения в процессе реализации обменных операций: деньги – товар (продажа – покупка), формирует представления о реальной стоимости и цене отдельных продуктов питания, игрушек, детских книг. В процессе обсуждения с детьми основ финансовой грамотности педагог формирует элементы культуры потребления: бережного отношения к ресурсам потребления: воде, электричеству, продуктам питания, одежде, обуви, жилищу.
  • Поощряет инициативность и самостоятельность детей в процессах самообслуживания в группе (убрать постель после сна, расставить ровно стулья за столами в зоне учебной деятельности), создает проблемные и игровые ситуации для развития умений выполнять отдельные трудовые действия, привлекает к решению поставленных задач родителей с целью создания дома условий для развития умений реализовывать элементы хозяйственно-бытового труда: вымыть тарелку после обеда, вытереть пыль в комнате, застелить кровать, погладить носовой платок, покормить домашнего питомца и т.п.
  • Поддерживает коллективное выполнения детьми трудовых поручений во время дежурства, учит детей распределять между собой трудовые поручения для получения единого трудового результата, знакомит детей с правилами использования инструментов труда – ножниц, иголки и т.п.

Рассмотрев задачи и содержание образовательной деятельности в сфере трудового воспитания мы убедились, что  при переходе от группы к группе содержание деятельности постепенно расширяется и усложняется.

Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества — жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколении, единство народов России..

Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании воспитательной работы ДОУ, в соответствии с возрастными особенностями детей.

  • Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
  • Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно-нравственного направления воспитания
  • Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.
  • Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
  • Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
  • Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания.
  • Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания.

Трудовое направление воспитания,  а также целевые ориентиры (возрастные характеристики достижений ребёнка) воспитания отражены в Рабочей программе воспитания.

Трудовое направление воспитания.

1)     Цель трудового воспитания — формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребёнка к труду.

2)     Ценность-труд лежит в основе трудового направления воспитания.

3)     Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия.

Целевые ориентиры воспитания следует рассматривать как возрастные характеристики возможных достижений ребёнка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОУ и с традиционными ценностями российского общества.

Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам).

Направление воспитанияЦенностиЦелевые ориентиры
ТрудовоеТрудПоддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке. Стремящийся помогать старшим в доступных трудовых действиях. Стремящийся к результативности, самостоятельности, ответственности в самообслуживании, в быту, в игровой и других видах деятельности (конструирование, лепка, художественный труд, детский дизайн и другое).

       Целевые ориентиры воспитания на этапе завершения освоения программы

Направление воспитанияЦенностиЦелевые ориентиры
ТрудовоеТрудПонимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности. Проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности

2.    Музыкальная пауза «Трудолюбивая пчёлка – детские песни» https://www.youtube.com/watch?v=SyZh5SrKU2o

Перечислите формы ознакомления детей с трудом взрослых

а) наблюдение;

б) экскурсии;

в) использование картин, фотоматериалов, иллюстраций;

г) беседы, рассказы воспитателя;

д) чтение художественной литературы, организация совместной деятельности детей и взрослых

Ярко и образно говорится в народном творчестве о труде. В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

 Выступление «Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей младшей группы»  (из опыта работы Ф.И.О.)

Игра «Вопрос – ответ»

Вы читали много стихотворений, сказок о труде и трудолюбии, о безделье и работоспособности, давайте вспомним эти произведения.

1.Какая девушка за свое трудолюбие была награждена поездкой на бал? (Золушка)

2. О какой профессии идет речь в стихотворении Маршака, если там есть строчки: Кто стучится в дверь ко мне

     С толстой сумкой на ремне

     С цифрой пять на медной бляшке

     В синей форменной фуражке? (Почтальон)

3. В какой сказке лень и неряшливость, лишили героя сказки имущества? (К.Чуковский «Федорино горе»)

5. Госпожа Метелица Рукодельницу наградила так: когда она проходила через ворота, то ее облило золотом, а как Метелица «наградила» Лентяйку? (Облила смолой)

6. О какой сказке идет речь: «А коровушка ей в ответ: — Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь, все будет сделано»? («Крошечка-Хаврошечка»)

  • Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах. Назовите эти 3 формы.

Возложение на ребенка конкретного задания – это…(трудовые поручения).  Поручение ребенок должен выполнить сам или с кем-нибудь из сверстников. Это наиболее простая форма организации труда дошкольников.

Выполнение трудового задания одновременно всеми детьми группы, чаще старшими дошкольникамиэто….(коллективный труд)

Труд одного или нескольких детей в интересах всей группы, что способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе это…..(дежурства)

«Развитие трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурства» так называется выступление из опыта работы воспитателя Ф.И.О.

  • Итоги тематической проверки «Состояние работы по трудовому воспитанию детей».
  • Итоги смотра-конкурса «Лучший центр трудовой деятельности» (награждение)