Педсовет на тему: «Формирование основ здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

1.Информация о выполнении решений предыдущего педсовета

2. Выступление на тему «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

3. Итоги смотра-конкурса «Лучший уголок по безопасности»

4. «Работа в группе по формированию ОБЖ у воспитанников» (из опыта работы)

5. «Минутки здоровья»

6. Итоги тематического контроля (аналитическая справка) «Педагогические условия для формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

7. Деловая игра «Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях»           

8. Решение педсовета

Дети — наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью; при этом не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила безопасного поведения, наконец может просто растеряться. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу?

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и дома является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о общепринятых нормах и правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, на природе, на дороге и неизбежно связано с целым рядом запретов: «не трогай», «отойди», «нельзя».

Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей — дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них; развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Начинать обучение детей правилам безопасного поведения необходимо с дошкольного возраста.

Система работы по ознакомлению детей с правилами безопасности раскрыта в программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Формирование основ безопасности жизнедеятельности определено в образовательной области: «Социально-коммуникативное развитие» и «Физическое развитие».

Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи воспитательной педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения детьми непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности включают следующие разделы:

Безопасное поведение в природе: 

Безопасность на дорогах:

Безопасность собственной жизнедеятельности:

Безопасное поведение в природе: 

В младшей группе: Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

В средней группе: Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, явлениями неживой природы. Формировать понятие «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения».

В старшей группе: Формировать основы экологической культуры, и безопасного поведения в природе, что все в природе взаимосвязано, человек не должен нарушать эту взаимосвязь. Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга, ураган). Знакомить детей с правилами поведения в этих условиях. Правилами оказания первой помощи при ушибах, укусах насекомых.

В подготовительной группе: Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира занесёнными в неё.

Безопасность на дорогах:

Во второй младшей группе: Расширять ориентировку в окружающем пространстве, знакомить детей с правилами дорожного движения. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значения сигналов светофора. Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах — переходить улицу в положенном месте; не переходить дорогу одному, крепко держаться за руку взрослого; не перебегать дорогу, не играть на проезжей части; быть внимательным пешеходом.

В средней группе: Уточнить знания детей о работе полицейского. Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения: «Скорая помощь», «Пожарная», «МЧС», «Полиция», трамвай, троллейбус и др. Знакомить со знаками дорожного движения: «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта» и др. Знакомить с работой водителя.

В старшей группе: Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Продолжать знакомить с ПДД. Правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Знакомить с дорожными знаками: «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещён», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка» и др. Наземный, воздушный, водный, специальный транспорт — разнообразие, назначение, использование. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».

В подготовительной группе: Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Продолжать знакомить с дорожными знаками- предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными. Соблюдать ПДД. Расширять представления детей о работе ГИБДД. Развивать ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить безопасный путь из дома в детский сад. Мотивировать и планировать свои действия, отстаивать правильность своих решений.

Безопасность собственной жизнедеятельности:

Во второй младшей группе: Знакомить с источниками опасности дома: горячая плита, утюг, розетка и др. Формировать навыки безопасного поведения в помещении: осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку; не хлопать дверьми и др. Соблюдать правила в играх с мелкими предметами: не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот. Развивать навыки безопасного поведения в играх с песком, водой, снегом. Обращаться за помощью к взрослым.

В средней группе: Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, чайник, электрический утюг). Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, ножницы). Знакомить с правилами поведения при встрече с незнакомыми людьми; животными. Рассказывать о причинах возникновения пожара, работе пожарных, правилах поведения при пожаре. Знать свой адрес.

В старшей группе: Закреплять основы безопасной жизнедеятельности человека. Расширять знания об источниках опасности в быту. Знакомить с работой службы спасения – МЧС, назначении номеров -01, — 02, — 03, 112. Называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

В подготовительной группе: Учить детей оценивать свои возможности, по преодолению опасности. Формировать у детей навыки поведения в ситуациях «Один дома», «Потерялся», «Заблудился». Умение обращаться за помощью к взрослым.

Организуя  работу по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности, необходимо соблюдать следующие принципы организации работы:

• Принцип полноты. Содержание работы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищёнными от представленных в нём определенных источников опасности.

• Принцип системности. Работа должна проводиться системно, в течение года при гибком распределении содержания перспективного плана в течение дня. Необходимо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и возникающие вопросы.

• Принцип учёта условий городской и сельской местности. Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Т.е. у каждого ребёнка существует свой опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием.

• Принцип возрастной адресности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно от простого к сложному.

• Принцип интеграции. Работу по воспитанию безопасного поведения ребёнка-дошкольника необходимо проводить во всех видах детской деятельности, часто исподволь, естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.

• Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Педагог и родитель в вопросах безопасности ребёнка должны придерживаться единой концепции, действовать сообща, дополняя друг друга.

Формы организации воспитательного процесса с детьми:

  • различные игры: дидактические, подвижные, словесные, сюжетно-ролевые;
  • ситуации общения; беседы; тренинги; обыгрывание ситуаций (правильного и не правильного поведения);
  • наблюдения, экскурсии, целевые прогулки;
  • рассматривание иллюстраций по теме, альбомов; сбор фотоматериалов, просмотр видео фильмов и мультфильмов;
  • чтение детской художественной литературы; отгадывание загадок, кроссвордов; заучивание стихов по ОБЖ и ПДД;
  • праздники, развлечения, досуги;
  • встреча с интересными людьми — сотрудниками ГИБДД, МЧС,
  • участие в конкурсах разного уровня прямых и дистанционных, как детей, так и педагогов,
  • работа над проектами.

Далее создаются  условия для ознакомления детей с основами безопасности, включающие в себя воспитательную, безопасную среду и предметную среду:

  • Воспитательная среда: создание атмосферы душевного тепла и эмоционального благополучия,  в которой ребёнок будет чувствовать себя уверенным, устойчивым к стрессам.
  • Безопасная среда: закреплённые шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе;

оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности;

правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства находятся только в аптечке, аптечка в недоступном для детей месте; моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте);

мебель, подобранная по росту детей;

маркировка мебели;

маркировка постельного белья и полотенец;

правильное освещение.

  •  Предметно – развивающая среда в группе в которую входят:

1. Уголок безопасности, который содержит материалы: макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. Плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! », «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.

Создание автогородка на участке для использования полученных знаний в игровой деятельности.

2. Игротека, которая содержит:

дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др.;

настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Черезвычайные ситуации дома» и др.

3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Рекомендуемая художественная литература:

— Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;

— В. Житков «Пожар», «В дыму»;

— С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке»;

— Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;

— К. Зайцева «Уроки Айболита»;

— Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.

— Ю. Соколова «Правила безопасности»;

— И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»;

— Е. Пермяков «Торопливый ножик»;

— Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом! », «Огуречик»;

— А. Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные друзья дом охраняли»;

— И. А. Яворская «Дети и дорога»;

— И. Лешкевич «Светофор»;

— Н. Носов «Автомобиль»;

— Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;

— А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;

— Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»;

— А. Дмоховский «Чудесный островок»;

— В. Семернин «Запрещается – разрешается»;

— А. Северный «Три чудесных цвета».

Итоги смотра-конкурса «Лучший уголок безопасности»

4. «Работа в группе по формированию ОБЖ у воспитанников» (из опыта работы воспитателей)

5. «Минутки здоровья» (из опыта работы инструктора по ФК)

6. Итоги тематического контроля (аналитическая справка) «Педагогические условия для формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

7.Деловая игра «Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях»

Ситуация 1: Назовите правила поведения при обнаружении запаха газа в квартире.

Ответ: Не включать свет и электроприборы, не зажигать спички, открыть окна и форточки, звонить в газовую службу от соседей по телефону –104- , оповестить других соседей о случившемся.

Ситуация 2:Назовите правила поведения при пожаре в  квартире.

Ответ:  Не открывать окна, не тушить водой загоревшиеся электроприборы, дышать через мокрую ткань, к выходу двигаться, пригнувшись, покиньте помещение, закройте за собой дверь, вызовите пожарную охрану по телефону: 112, 02, сообщите о пожаре соседям.

Ситуация 3: Ребенок потерялся. Что он будет делать?

Ответы:

Ситуация 4: Назовите правила поведения при контакте с домашней и бродячей собакой.

Ответ:  Не гладьте незнакомых животных; не трогайте собаку, когда она ест или кого-то охраняет, особенно своих детенышей; не толкайте и не нападайте в шутку на хозяина собаки; никогда пристально не смотрите собаке в глаза; не убегайте от собаки, не поворачивайтесь к ней спиной; чтобы отогнать бродячую собаку, бывает достаточно поднять с земли камень или палку, а вот с домашними животными, часто хорошо дрессированными, лучше не размахивать руками, а громко и четко отдать команду: «Фу!» или «Нельзя!».

Задание. «Сказка ложь, да в ней намек»: ответить быстро на вопросы по карточкам:

-Какую ошибку совершила бабушка Красной Шапочки? — (Открыла дверь незнакомцу).

-Какая сказка учит детей тому, что нельзя впускать в дом незнакомых? («Волк и семеро козлят»)

-Какое правило нарушил Кай из сказки “Снежная королева”? (Не цепляться за транспорт).

-Какого правила безопасности не знала царевна из сказки А. С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне”? (Не брать угощение у незнакомых людей).

-Какое произведение учит детей слушаться старших, не уходить из дома? («Гуси – лебеди»)

Игра «Эти правила важны»

Вам необходимо на стихотворные строчки сформулировать правила.

1. Не открывай чужому дверь,

Любым словам его не верь.

Ни в коем случае не открывай дверь, если звонит незнакомый человек.

2. Если дядя незнакомый,

Хочет прокатить,

Или дать тебе конфет,

Ты ответить должен: «Нет»

Нельзя садиться в машину без разрешения родителей к незнакомому человеку.

3. Если тётя подошла,

Тебя за руку взяла,

Говорит: «Пойдём в кино», —

Не ходи с ней всё равно.

Если незнакомый взрослый пытается тебя пригласить в кино или дать красивую игрушку, нельзя идти с ним.

4. Нельзя доверчивым быть,

Незнакомым секреты говорить

Они обманут ребёнка легко

И деньги его унесут далеко.

Нельзя рассказывать незнакомому человеку, что есть в доме.

Заключение: Подводя итог, мы ясно осознаем, как важно понимать значимость «Безопасности» в жизни каждого человека. И чем раньше мы начнем прививать навыки безопасного поведения нашим детям, тем более уверенно будем смотреть в будущее. Только глядя на мир детскими глазами, понимая окружающее через их внутреннее мироощущения, мы сможем научить ребенка правильно вести себя на проезжей части, с незнакомцами и избегать ситуаций, опасных для его жизни и здоровья.

«Если предупрежден, значит вооружен!» Так давайте вооружимся мы,

вооружим наших детей  знаниями по безопасности жизнедеятельности и

будем соблюдать их!»

Решение педсовета.

1.Признать работу по формирование у детей сознательного отношения к собственному здоровью и навыков личной безопасности удовлетворительной.

Срок: постоянно. Ответственные: педагоги ДОУ

2.Активизировать работу по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников через проектную деятельность. (Срок: постоянно. Ответственные: старший воспитатель, педагоги ДОУ.)

3.С целью обеспечения безопасности воспитанников и предупреждения травматизма на занятиях, в свободной деятельности — всем педагогам строго выполнять инструкции по охране жизни и здоровья воспитанников при проведении массовых мероприятий, на прогулочных площадках, во время целевых прогулок и экскурсий, труда на огороде и  в цветнике. (Срок: постоянно. Ответственные: педагоги ДОУ).

4.Провести консультацию для педагогов «Организация минуток безопасности с детьми дошкольного возраста» с последующим их внедрением в ежедневную работу с детьми.