Педсовет «Экономическое воспитание дошкольников, по ступенькам финансовой грамотности»

Педсовет «Экономическое воспитание дошкольников, по ступенькам

финансовой грамотности»

Цель: формирование первичных экономических представлений у дошкольников об экономических категориях.

Повестка дня:

  1. Отчёт о выполнении решения предыдущего педсовета
  2. «Формирование первичных экономических представлений у дошкольников об экономических категориях
  3. Сказка как средство экономического воспитания                                                          
  4. Педагогический  практикум по финансовой грамотности
  5. Решение педагогического совета

Формирование первичных экономических представлений у дошкольников об экономических категориях (старший воспитатель)

Предлагаю начать педсовет с небольшой разминки «Отгадай загадку»

Все, что в мире продается

Одним словом лишь зовется

И мука и самовар

Называется …(товар)

На работе вам за труд

Ее честно выдают

От врача до дипломата-

Получают все ,,,,,,(зарплату)

Бывают купюры, бывают монеты

Любого размера и разного цвета

Мы ими расплачиваемся на кассе

Не купишь без них ни печенья, ни кваса

Мы с ними всегда идем в магазин,

Папа за них покупает бензин

Мне игрушки, маме серьги

Может он купить за ……. (деньги)

Хочешь что-то ты купить

Нужно деньги заплатить

На товаре быть должна

Всегда указана …..(цена)

Сюда наши сбереженья

Отдаем мы на хранение

Заполняем всяческие бланки,

Чтоб хранить надежно деньги ….. (в банке)

Из какого аппарата

Получаем мы зарплату?

Этот чудо-аппарат

Как зовется……(банкомат)

Когда их много, то они молчат,

Когда их нет, они «поют романсы»

Так именно про деньги говорят

И называют их ….(финансы)

Сегодня мы с вами, поговорим об экономическом воспитании дошкольников.

Сущность экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста заключается в ознакомлении детей с элементарными сведениями из экономической области, в обучении их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию, объяснении взаимосвязи экономических и этических категорий, обучении дошкольников ценить результаты труда взрослых, ценить блага детства и быть разумным потребителем этих благ.

Цель экономического воспитания личности-  формирование и развитие качеств личности на основе экономических знаний, умений и навыков, а также закрепление определенных образцов поведения в экономической системе.

Благодаря экономическому воспитанию дети старшего дошкольного возраста проникаются бережливым, рациональным отношением к природе, получают представления о бюджете семьи, семейных потребностях, разумных тратах, стоимости игрушек, книг и т. п.

Целенаправленное экономическое воспитание способствует формированию экономического мышления детей старшего дошкольного возраста, развивает их навык осмысления явлений экономической жизни и применения экономических знаний в повседневной жизни. Дошкольник, сам того не понимая, постоянно участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит на рынок, в магазин, иногда самостоятельно делает покупки, тем самым получая первичный экономический опыт. Отсюда следует, что главная задача экономического воспитания не просто дать ребенку необходимые экономические знания, а научить его правильно распоряжаться этими знаниями. Ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь оценивать свои потребности и возможности, знать базовые экономические понятия и их определения, понимать, что заработная плата это оплата за труд, что расходы семьи не должны превышать доходы, что сбережения это накапливаемые денежные средства семьи, которые предназначены для удовлетворения семейных потребностей в будущем и т. д. В процессе экономического воспитания необходимо использовать методы формирования экономических знаний. К таким методам можно отнести систему практических, игровых, наглядных и словесных методов, которые составляют группу методов организации учебно-познавательной деятельности. Логические и арифметические задачи, задачи шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений ребенка.

С 1 сентября 2019 года детские сады реализуют образовательную программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Программа разработана совместно Банком России и Министерством образования науки России.

Программа ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Она знакомит их с основными финансово-экономическими терминами: труд и товар, деньги и цена, а также с этическими понятиями: честность, щедрость, экономность и трудолюбие.

Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Блок «Труд и продукт (товар)»

Задачи:

  • формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада;
  • учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
  • стимулировать деятельность по интересам, проявление творчества и изобретательности.

В период от 5 до 7 лет необходимо ввести понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются люди, его родители. Расширяется знание о профессиях, воспитывается уважение к трудящимся людям. Ребята знакомятся с понятием семейного бюджета, его составляющими: зарплата родителей, пенсии бабушки и дедушки, стипендия старшей сестры или брата. Вводится понятие «потребности человека». Дошкольники получают начальное представление о рекламе – способе донести информацию о товаре до потребителя. Дети узнают, что каждый товар имеет свою цену.

«Деньги и цена (стоимость)»

Одним из этапов программы по воспитанию финансовой грамотности у дошкольников является знакомство детей с интереснейшим в жизни людей социально-экономическим явлением – деньги. Детям необходимо рассказать что такое деньги, какими были первые деньги, что было, когда не было денег, как выглядят российские рубли, что на них нарисовано; иностранные деньги, валюта, знакомство с внешним видом денег разных стран др.

Начать можно с теоретических основ и исторической информации. Расскажите ребенку о том, как появились первые деньги, и что человечество пользовалось ими далеко не всегда. В древние времена люди использовали «бартер» (натуральный обмен). Но поскольку это было невыгодно, со временем был изобретен универсальный товар – деньги, на которой стало возможно обменивать практически все, что угодно.

Далее можно рассказать малышу о том, откуда берутся деньги, каким образом их можно заработать честным путем, что в каждой стране существует своя валюта, что в России это рубли (покажите разные купюры), что существует так же мировая валюта (доллар, евро), которая используется в международных товарно – денежных отношениях. Детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупают товары. Ему так же будет полезно узнать, что такое бюджет, банки, кредиты, но и электронные деньги.

Очень важно донести до сознания детей связь понятий «труд» и «деньги», что деньги зарабатывают.

Родителям можно предложить, чтобы они познакомили ребенка с тем, как именно их семья зарабатывает себе на жизнь.

Когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить. Чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка. Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую.  Пусть он поймет, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.  Ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить.

Чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе.

Говорить о том, чем  вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных с помощью банкомата.

Полезным для формирования экономического образа мышления, воспитания начал осознанных потребностей является знакомство детей с понятием бюджет. Программа рекомендует рассказать детям: что такое бюджет, из чего он составляется (из денег членов семьи, поэтому называется «семейный»).

«Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»

Задачи:

  • дать детям представление о рекламе, её назначении;
  • поощрять у детей объективное отношение к рекламе;  воспитывать разумные потребности;
  • учить детей правильно воспринимать рекламу. («Не покупай всё, что рекламируется. Прежде, чем купить, подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на её приобретение. Реклама может содержать необъективную, ложную информацию».)

«Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Задачи:

  • воспитывать у детей навыки и привычки культурного поведения в быту, навыки взаимодействия с окружающим вещным миром: вещами следует пользоваться по назначению; ломать, портить вещи, выбрасывать их — недостойно, это осуждается всеми (порча вещей, небрежность, жадность, лень, тунеядство, отсутствие желания помогать тем, кто нуждается в помощи, и т. п.);
  • формировать представление о том, что предметный (вещный) мир — это мир рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд, и к нему следует относиться с уважением. Вещи живут дольше, чем люди. Ими могут пользоваться несколько поколений. Они могут рассказать, как жили люди раньше и сейчас.
  •  

Процесс финансового воспитания дошкольников реализуется через различные формы его организации. Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры,  естественно для дошкольника.

  1. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые игры. Так, играя в сюжетно-ролевые игры  «Салон красоты», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Банк», «Стройка», «Супермаркет»  дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
  2. В дидактических играх «Кем быть?», «Профессии», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
  3. Особое место занимают интеллектуальные игры-развлечения «Что? Где? Почём?», «Кто на свете всех умнее в экономике сильнее?», «Бизнес-клуб», «Аукцион».  Интеллектуальная игра позволяет в игровой — соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал.
  4. Знакомство с новым материалом очень интересно  и увлекательно  провести игры- путешествия «Музей денег»,  «Путешествие по территории детского сада» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников), «Путешествие в прошлое предметов» и другие. Всегда дают положительный результат и заинтересовывают детей различные экскурсии, к примеру, в банк, к местам торговли, с целью рассмотреть наружную рекламу  ближайших улиц, что позволяет познакомиться с реальными объектами.
  5. Одной из форм познавательно-игровой деятельности является интегрированное занятие. Так, экономическим содержанием обогащаются занятия по математическому  развитию   детей.
  6. Решение проблемной ситуации.  Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) ребенок приобщается к экономической действительности, учится думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.
  7. И, конечно же, помогают детям в освоении многих экономических понятий – сказки.

Доклад «Сказка как средство экономического воспитания» (воспитатель Ф.И.О)

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оцепить свои возможности» (Джанни Родари).

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется у него на многие годы.

Сказка является предметом многих психолого-педагогических исследований, в которых раскрываются различные аспекты: сказка как литературный жанр и ее жанровые признаки; особенности восприятия сказочных произведений детьми дошкольного возраста; возможности использования сказки в образовательном процессе дошкольного учреждения.

Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

У сказки множество функций:

  • сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
  • расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте (будь то предмет или нравственное качество), знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;
  • способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;
  • пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;
  • помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми;
  • помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности и т.д.

Вместе с тем до настоящего времени отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию сказки с целью ознакомления дошкольника с азами экономики, нет системы работы с данным жанром в плане развития личности ребенка-дошкольника.

В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

  1. Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую – экономическую – сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности;
  2. Разработать методику использования сказок в целях экономического образования старших дошкольников.

Реализация первой задачи предполагает исследование сказочных произведений разных видов (народные сказки, авторские и др.), что позволит отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания.

Народные сказки (сказки о животных, волшебные или фантастические, бытовые), аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.)

И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуации, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

Следующий этап работы заключается в детальном анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар», «доход» и др.) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях.

Реализация второй задачи предполагает создание программы работы со сказкой экономического содержания.

Основными педагогическими условиями построения системы экономического воспитания старших дошкольников на основе сказок являются:

  • использование сказки не только как средства «обучения» экономике, но и как средства развития личности;
  • организация комплексной работы со сказкой;
  • создание экономически развивающей среды в дошкольном учреждении.

Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

  • сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;
  • сказки, отражающие труд людей;
  • сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;
  • сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» и т.д.;
  • сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др.

В каждой сказке посредством дидактического структурирования выделяются основные экономические категории, социально-нравственные качества.

Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: в ОД (математика, развитие речи, экология и др.), в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др.), в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.).

Полученные фактические данные подтверждают, что сказка является эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание осваивается не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социокультурную позицию ребенка.

Особый интерес вызывают развлечения, конкурсы, праздники («Ярмарка прошлого, настоящего и будущего»),  включающие экономические, экологические, математические задачи. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности. Любое развлечение очень оживляет разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты — А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», К. Чуковского «Муха-цокотуха» и др.

Перед педагогическим советом,  мы с вами посмотрели экономическую сказку «Теремок на новый лад» (театрализованное представление для старших дошкольников). Сейчас я предлагаю вам высказать свое мнение о просмотренном.  

Анализ открытого занятия театрализованная деятельность (все воспитатели)

Брейн-ринг.

  1. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям?

 (Три поросенка).

2. Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря.

(Колосок).

3. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть?  (Колобок).

4. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя?  (лисичка со скалочкой).

5. Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании?

(Теремок)

6. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (вершки и корешки).

7. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту?  (Кот в сапогах).

8. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем?  (Как старик корову продавал)

Музыкальная пауза. Обучающие и развивающие песенки из мультфильма Три котенка — деньги лепесточки  https://www.youtube.com/watch?v=s5m5uAwG7nU

Благодаря обучающимся мультфильмам и песенкам, тоже можно обучать финансовой грамоте.

Практическая часть: Презентация (реклама) дидактических игр по финансовой грамотности.