Тема: «Современные подходы к ознакомлению детей с художественной литературой»
1. Отчёт о выполнении решения предыдущего педсовета.
2. Итоги тематического контроля «Создание условий для приобщения воспитанников к художественной литературе».
3. Методы и приемы при работе с художественной литературой
4. Традиционные и нетрадиционные подходы в ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой. Мастер – класс «Изготовление книг вместе с детьми»
5. Решение педагогического совета.
Вступительное слово старшего воспитателя
(1-ый слайд)
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте современные дети всё чаще проводят свое свободное время за просмотром телепрограмм, мультфильмов, за компьютерными играми и всё реже читают книги.
(2-ой слайд) Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
(3-ий слайд) С.Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя». Кто же вводит дошкольника в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги детских садов. Библиотека и школа – последующий этап формирования читателя.
(4-ый слайд) Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Ведь он не только решает задачу приобщения дошкольников к книге, формирование интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на ребенка.
Дети дошкольного возраста – слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Поэтому овладение педагогом навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Ведь надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к прочитанному.
Таким образом, чтение можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека.
(5-ый слайд) Домашнее задание для педагогов: подобрать высказывания известных писателей, педагогов, философов о месте книги и роли чтения в жизни человека. И сейчас я предлагаю вам их зачитать.
(Воспитатели зачитывают высказывания о книге)
- Хорошая книжка глубоко затрагивает чувства ребенка, ее образы оказывают большое воздействие на формирование личности. (Е.А. Флерина.)
- Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползет, как будто неизвестно откуда взявшееся, плохое. (В.А. Сухомлинский.)
- Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослых доступны ее вершины. Удивительное искусство – детская книжка! (Лев Токмаком.)
- Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека. (В.Г. Белинский.)
Действительно, в книге заключён огромный духовный мир человечества. Книга – самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений.
(7-ой слайд) Формы работы по приобщению детей к чтению
Чтобы книга стала верным спутником человека в течение всей его жизни, заложить основы интереса к чтению мы должны ещё в дошкольном детстве. Существенную роль в формировании у дошкольника интереса и любви к книге и художественной литературе играет книжный уголок. Уголок книги в обязательном порядке имеется в каждой возрастной группе.
Консультация «Как организовать книжный уголок», (в которой подробно раскрыты основные требования к оформлению книжного уголка в каждой возрастной группе).
(8-ой слайд) Сейчас мы с вами вспомним основные требования в оформлению книжных уголков:
— рациональное размещение в группе;
— соответствие возрасту детей;
— соответствие интересам детей;
— постоянная сменяемость;
— эстетическое оформление;
— востребованность(работа с презентацией с 8-ого по 17 слайд)
(18-ый слайд)
«Методы и приёмы ознакомления с художественной литературой».
Программа «Воспитание и обучение в детском саду», а в данный момент «От рождения до школы» предусматривают проведение занятий по ознакомлению с художественной литературой, каждодневное чтение. Но знакомство с литературными произведениями ни в коей мере не заканчивается и не ограничивается занятиями. Рекомендованный список художественных произведений для каждой возрастной группы – это лишь минимум, который должен быть усвоен в течение года. Поэтому, свободное время активно используется воспитателями для того, чтобы значительно расширить литературный багаж детей, лучше познакомит их с произведениями русской и мировой литературы.
Знакомство с книгой, с художественными произведениями осуществляется в разных видах детской деятельности с использованием разнообразных методов обучения.
Давайте назовём методы ознакомления с художественной литературой:
словесный, наглядный и практический.
Сейчас вы снова делитесь на три группы, выбираете карточку с указанным методом и вам надо подобрать к нему приемы.
(Воспитатели называют приемы к каждому методу, рассказывают, как они используются в работе с детьми).
(19-ый слайд) Словесный метод:
— чтение произведений,
— вопросы по содержанию произведений.
— пересказ произведений,
— заучивание наизусть,
— беседа по произведению,
— прослушивание грамм- и аудиозаписей.
(20-ый слайд) Практический метод:
— элементы инсценировки,
— игры-драматизации,
— дидактические игры,
— театрализованные игры,
— использование разных видов театра,
— игровая деятельность.
(21-ый слайд) Наглядный метод:
— показ иллюстраций, картин, игрушек,
— элементы инсценировки,
— движения пальцами, руками,
— схемы,
— просмотр видео — диафильмов,
— оформление выставок.
(22-ой слайд)
В период пребывания детей в детском саду они знакомятся с произведениями многих авторов. И задача воспитателя познакомить детей не только с художественными произведениями, но и дать первые представления о писателях. Знакомя с новыми произведениями, вы в обязательном порядке называете автора, название произведения, показываете портрет писателя. Если собираетесь читать новое произведение уже известного детям автора, то обязательно вспоминаете о прочитанных книгах. А уже в старших группах детям специально рассказывают и жизни писателя и его книгах. Цель таких рассказов – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребёнка.
Одной из форм работы по ознакомлению с жизнью и творчеством питателя являются тематические выставки. Вы в книжных уголках оформляли тематические выставки, посвященные творчеству многих детских писателей, проводили литературные викторины. Но чтобы рассказать детям об авторе, надо самому прежде познакомиться с биографией писателя.
С целью ознакомления с жизнью и творчеством детских авторов, повышения общекультурного уровня педагогов у нас сейчас пройдут литературные чтения, в рамках которых каждый из вас приготовил сообщение о писателе. Сейчас мы узнаем о жизни и творчестве. С.Маршака, В.Бианки, Е.Чарушина, С.Михалкова, К.Чуковского и др.. (сообщения педагогов о писателях)
(23-ий слайд)
Сейчас мы немного отвлечёмся и проведём викторину « Шуточная реклама»
Послушайте и назовите, кто из литературных и сказочных героев мог бы дать такие объявления. Назовите автора и название произведения
( При ответах указывается название и авторство произведений)
1.Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину. ( А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
2. Несу золотые яйца. Дорого.
( Курочка Ряба, р.н.с. «Курочка Ряба»)
3. Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение.
( Буратино, А.Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»)
4. Отмою всё!
( Мойдодыр, К.Чуковский «Мойдодыр»)
5. Доставка пирожков бабушке.
(Красная Шапочка, Ш.Перро «Красная Шапорчка»)
6. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света.
(Доктор Айболит, К.Чуковский «Доктор Айболит»)
7. Туристическая фирма организует путешествия по молочной реке с кисельными берегами.
( Р.н.с. «Гуси-лебеди»)
8. Организую зимнюю рыбалку. Недорого.
(Лиса, р.н.с. «Лиса и волк»)
9. Предлагаю услуги по выпечке хлебобулочных изделий любой сложности.
(Бабушка, р.н.с. «Колобок»)
10. Меняю избушку на курьих ножках в лесном массиве, без удобств на отдельную квартиру в городе с доплатой.
(Баба Яга)
(Воспитатели отвечают на вопросы викторины)
(24-ый слайд)
Создание детьми книг – самоделок. Одно дело – прочитать книгу, и совсем другое – сделать ее самому. Многие из них составлены по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дети придумывали сами. Можно провести презентацию этих книг.
Еще одной формой приобщения детей к книгам может быть празднование именин произведения. Можно провести специальный календарь «Книжкины именины». В нем представлены книги, которые отмечают свой юбилей.
Особый интерес вызывает оформление макетов по мотивам любимых сказок.
Создание «Книжной больницы» в группах поможет привить детям бережное отношение к книге. Дети подготовительных групп помогают чинить книги малышам. Можно провести занятия «Как книга к детям пришла» и «Из прошлого книги». Дети узнают, что для издания одной книги необходим труд многих людей.
Очень интересными являются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений.
Создание семейных библиотек позволяет привлечь к работе родителей воспитанников. Многие из них приносят в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек
Мастер – класс «Изготовление книг вместе с детьми»
Презентация: