Самообразование

Индивидуальный план

повышения профессионального уровня

старшего воспитателя

Умеровой Нияры Ганиевны

Тема самообразования:

«Интерактивные формы и методы работы методической службы

как фактор успешной профессиональной компетентности

в условиях введения ФГОС ДО» (срок реализации 2019- 2022 год

Фамилия, имя, отчество: Умерова Нияра Ганиевна

Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Раздольненский детский сад №5 «Сказка», старший воспитатель

Дата рождения: 21.07.1969

Образование: высшее, окончила Джизакский Государственный педагогический институт в 1990 году, специальность «Педагогика и МНО», квалификация  учитель начальных классов,

В 2017 году прошла профессиональную переподготовку при  ГБОУ ДПО «КРИППО» ДПП ПП «Образование и педагогика (дошкольное образование)

Стаж работы: педагогический стаж работы 28 лет, в том числе на данной должности 3 года

Год аттестации, наличие квалификационной категории: высшая квалификационная категория, 2017 год, по должности «старший воспитатель»

Курсы повышения квалификации: «Совершенствование профессиональной компетентности старшего воспитателя в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Тема самообразования: «Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО»

Цель: Расширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций методиста в реализации модели методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогических кадров.

Задачи:

  1. Совершенствовать и углубить свои знания в данной области.
  2. Выявить и проанализировать современные тенденции в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДО: формы, методы, условия, выявить наиболее эффективные формы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов.
  3. Провести анализ актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДО, их профессиональных потребностей, проблем, интересов.
  4. Разработать оптимальную модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДО.
  5. Внедрить в практику методической работы современные образовательные технологии, обеспечивающие повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

Ожидаемые результаты

для старшего воспитателя

  • Расширить знания по данной теме.
  • Совершенствовать формы организации методической работы в ДО для реализации функций органа самоуправления.
  • Разработать модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДО, позволяющей обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога для осуществления педагогического процесса на высоком уровне с учетом потребностей воспитанников и запросов родителей.
  • Анализировать профессиональную компетентность, рост качества образования воспитанников ДО для повышения уровня оказания образовательных услуг ДО.

для педагогов:

  • Формировать интерес к современным технологиям у педагогов ДО для повышения уровня качества организации воспитательного процесса и сплочения коллектива педагогов.

Внедрить в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии

Направления самообразования.

Профессиональное:

  • Знакомиться с современными тенденциями в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДО.
  • Пройти курсы повышения квалификации.
  • Посещать семинары разного уровня, РМО, участвовать в обмене опытом.
  • Проводить открытые занятия для различных категорий участников (коллеги, родители).
  • Внедрять в организационно-методический процесс современные образовательные технологии.
  • Создать банк презентаций методических мероприятий с применением информационных технологий.

Психолого-педагогическое:

  • Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики.
  • Изучать современные педагогические технологии и методики взаимодействия с педагогами

Методическое:

  • Совершенствовать знания современного содержания воспитательно-образовательного процесса.
  • Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через издания и Интернет — ресурсы.
  • Изучать опыт коллег по организации методического сопровождения.
  • Проводить открытые мероприятия на уровне ДО и районном уровне.
  • Принимать активное участие в работе РМО методистов ДО.
  • Разработать методические мероприятия с применением информационных технологий.

Источники самообразования: семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы, Интернет — ресурсы, РМО, методическая литература, журналы.

Формы представления результатов педагогической деятельности:

Проведение открытых мероприятий, семинаров, конференций, РМО.

Проведение мастер-классов для различных категорий педагогических работников.

Выпуск буклетов, памяток.

Представление результатов педагогической деятельности на уровне ДО и городском, региональном, республиканском уровнях, сайте ДО, РМО.

Срок реализации программы самообразования: 2019 – 2021 гг.

Представление материала: открытые занятия, выступления из опыта работы на педагогических советах, РМО, мастер-классы.

Основные этапы работы по теме самообразования

1 этап. Подготовительный (выявление)

Содержание работы Сроки

1-й квартал 2019/2020 учебного года

1 Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения
2 Постановка целей, задач работы
3 Предполагаемый результат

2 этап. Аналитический (изучение)

Содержание работы Сроки

2-й квартал 2019/2020 учебного года

1 Составление плана работы по самообразованию

 3 этап. Организационный (обобщение)

Содержание работы 3-4 квартал

2020-2021

1 Теоретическая часть:

·       Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, опыта работы коллег и т.п.

·       Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы

2 Практическая часть:

·       Составление конспектов занятий, деятельности и т.д., их апробация.

·       Изготовление пособий, атрибутов, приобретение оборудования для проведения деятельности

·       Проведение открытых мероприятий

·       Выступление на педагогическом совете

·       Участие в работе творческих групп

 4 этап. Завершающий (внедрение)

Содержание работы
1 Оформление опыта работы:

·       Систематизация теоретической части

·       Систематизация практического материала

·       Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, конспектов, результатов продуктивной деятельности детей, фотоматериалов и др.)

2021-2022

 5 этап. Презентационный (распространение)

Содержание работы 2022 год
1 Отчет о проделанной работе:

·       Рассказ;

·       Организация выставки результатов продуктивной деятельности детей

2 Подготовка материала к публикации в печатных изданиях
3 Участие в педагогических конкурсах

Диагностический

2019-2020 учебный год (1 квартал)

Постановка проблемы, проведение мониторинга актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ, изучение методической литературы по теме

Прогностический

2019-2020 учебный год (2-4 квартал)

Определение целей и задач работы по выбранной теме, разработка системы работы, направленной на решение проблемы, планирование и прогнозирование результатов.

Практический

2020-2021 учебный год

Накопление материалов, их отбор и анализ по данной теме, внедрение практического опыта в практику методического сопровождения.

Обобщающий

2021-2022 учебный год

Подведение итогов, оформление результатов работы, аттестация, дальнейшая педагогическая деятельность

Внедренческий

Использование опыта работы в методическом сопровождении педагогов ДО, повышении качества воспитательно-образовательного процесса ДО и его распространение (семинары, мастер-классы, родительские собрания и т.д.)

Введение.

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками.

Необходимость оптимизации методической работы в повышении компетентности педагогических кадров привела к поиску форм и методов для ее эффективной реализации, психологической составляющей процесса становления профессиональной компетентности педагога.

Актуальность темы.

Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности педагогов через оптимизацию и совершенствование профессиональной ориентации педагога в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном уровне развития системы образования. Между тем следует учитывать, что в образовательных учреждениях на данный момент работают педагоги практики с более чем двадцатилетним стажем работы. Отсюда возникает противоречие между образовательными ожиданиями общества, перспективой развития образовательной системы и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде. Разрешению данного противоречия может способствовать методическая работа, представляющая собой один из системных аспектов в непрерывной системе образования педагогических кадров.

План работы по самообразованию 2019 – 2022 гг.

п/п

Содержание деятельности Сроки Результат
Определение темы самообразования, планирование системы работы
1 Разработка программы по самообразованию 2018г.

ноябрь-декабрь

Формулирование целей и задач, этапов работы над темой самообразования
2 Обзор в Интернете информации по направлению деятельности в педагогике, психологии методического сопровождения воспитательно-образовательного процесса 2019г.

январь-февраль

Обобщение и систематизация знаний,

оформление информационных материалов по проблеме

3 Изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы, изучение передового педагогического опыта работы по повышению профессиональной компетенции педагогов ДОУ Весь

аттестационный период

Разработка модели методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.
4 Совершенствование использования интерактивных форм и методов в воспитательно-образовательном процессе Подбор интерактивных форм и методов в работе с педагогами
5 Анализ уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ Мониторинг педагогических кадров:

«Оценка уровня профессиональной компетенции педагогических кадров ДОУ»

Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса
1 Разработка Программы развития ДОУ 2018г. Реализация программы развития
2 Разработка ООП ДО 2019г. Повышение качества воспитательно-образовательного процесса
3 Разработка методических мероприятий с применением ИКТ Весь

аттестационный период

Систематизация используемых материалов
4 Выбор методических диагностик по выявлению уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ Систематизация используемых материалов
5 Разработка модели методического сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ Участие педагогов в методических мероприятиях
Участие в методической деятельности, распространение опыта работы
1 Реализация современных образовательных технологий, форм и методов в образовательном процессе Весь

аттестационный период

Повышение качества воспитательно-образовательного процесса, активизация активности педагогов
2 Выступление на мероприятиях регионального и муниципального уровня Распространение опыта работы ГМО
3 Проведение открытых занятий и мастер-классов для педагогов ДОУ

«Технология проблемного обучения»

2019-2020гг Распространение опыта работы ГМО
4 Презентация проекта «Методическое сопровождение педагогов в реализации ФГОС ДО» 2021г. Распространение опыта работы на ГМО
5 Проект по благоустройству территории посредством участия в Международных программах: «Экошкола / Зеленый флаг», «Ригли» Весь

аттестационный период

Распространение опыта работы в ДОУ
Повышение профессиональной компетентности
1 Участие в работе ГМО старших воспитателей Весь

аттестационный период

Обмен опытом работы

Приобретение новых знаний

2 Участие в конкурсах профессионального мастерства на региональном, муниципальном уровнях Повышение профессиональной компетентности
3 Прохождение курсов ПК 2020г. Приобретение систематических знаний в области педагогики и психологии, повышение квалификации

Эффективность программы:

— достижение положительной динамики качества воспитательно-образовательного процесса;

— результативность использования современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДО

-эффективность модели методического сопровождения педагогов ДО

Вывод:

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров, профессионально-педагогической компетентности. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.

Систематизировав эффективные формы работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, реализуя модель повышения профессиональной компетентности педагогов позволяет получить стабильные положительные результаты: растет число педагогов, имеющих высшее профессиональное образование, подтверждающих уровень своей компетентности через аттестацию на квалификационную категорию и прохождение курсов повышения квалификации и переквалификации.

  • Повысить число педагогов, имеющих высшее профессиональное образование, подтверждающих уровень своей компетентности через заявительную аттестацию и прохождение курсов повышения квалификации;
  • Педагоги ДОУ активно ведут транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, через участие в работе методических объединений, научно-практических конференциях, семинарах, а также участие в региональных, муниципальных конкурсах, демонстрируя свой опыт и достижения в области воспитания и образования детей.

В целом методическое сопровождение оказывает влияние на совершенствование и развитие профессиональной компетентности педагогов, на атмосферу профессионального успеха, позволяет педагогам активно участвовать в подготовке и принятии управленческих решений (при проведении педагогических советов, разработке годового плана и др.), опирается на мотивационный и дифференцированный подходы в организации деятельности, необходимые для успешного функционирования учреждения; нашло отражение в организации деятельности профессиональных объединений педагогов, доступности передового педагогического опыта для всех субъектов образовательного процесса и совершенствовать развитие деятельностной и личностной характеристик профессиональной компетентности педагогов ДО.

Таким образом, методическое сопровождение позволило обеспечить рост педагогического мастерства и развитие творческого потенциала каждого педагога, осуществлять на высоком уровне педагогический процесс добиться повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ГОСО ДО.

Используемая литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
  2. Закон РФ «Об Образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  3. Белая К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО //К.Ю. Белая// Справочник старшего воспитателя, 2014. — № 3.- С.4-13.
  4. Веселова, Т.Б Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ [Текст]/ Т.Б. Веселова — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО — ПРЕСС»
  5. Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы [Текст]/ Н.А. Винградова — М.: Айрис-пресс. — 2009.
  6. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст]/Л.М. Волобуева — М.: ТЦ Сфера. — 2009.
  7. Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ.// Управление ДОУ, 2012. — №6. — С.70-78.
  8. Голицына, Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении [Текст]/ Н.С. Голицына — М.: Скрипторий, 2003. — 2009.
  9. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г.- 176с.
  • Микляева Н.В.Инновации в детском саду. — М.: Перспектива, 2011.- 289с.
  • Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.- 80с.

Интернет-ресурсы

— Социальная сеть работников образования «Наша сеть» https://nsportal.ru

— Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» https://открытыйурок.рф издательского дома «Первое сентября» 1september.ru/

— Образовательный портал «Мой университет» http://moi-universitet.ru/