Сценарий педсовета «Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО»

Цель педсовета: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

Задачи: вызвать у педагогов осознание необходимости пополнять свои знания в области экологического воспитания дошкольников и применять их в практической деятельности; выделить наиболее перспективные идеи в организации воспитательнообразовательной работы с детьми; создать в коллективе обстановку творческого поиска.

Форма проведения: (тематический, по одной из годовых задач) «Педагогическая мастерская» 

Подготовка к педагогическому совету:

  • Просмотр открытых мероприятий по темам экологического воспитания
  • Проведение тематического контроля «Организация работы в ДОУ по экологическому воспитанию»
  • Проведение диагностики педагогов по теме «Экологическое воспитание дошкольников»
  • Определение: повестки дня для предстоящего педагогического совета; плана подготовки воспитателей к предстоящему педагогическому совету; вопросов к анализу воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию дискуссионного клуба; подготовка проекта решения педагогического совета

Оборудование: цветная бумага (красная, зелёная), глобус, лукошко.

Ход педсовета

Старший воспитатель: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы проводим второй педсовет.

Итак, тема педсовета: «Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО»

Педсовет тематический, по одной из годовых задач: Создание условий в ДОУ для организации деятельности по экологическому воспитанию дошкольников в контексте ФГОС дошкольного образования и обогащению содержания работы по региональному компонента

Повестка дня

1. Анализ выполнения решения предыдущего педагогического совета.

2. Погружение в проблему педсовета.

3. Рефлексия «Экологическое лукошко»

4. Деловая игра«Экологическая грамотность»

5. Итоги тематической проверки «Организация работы по экологическому воспитанию дошкольников»

6. «Педагогическая мастерская»(из опыта работы):

  • Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС (восп.Иванова В.Н.)
  • Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования (восп.Коновалова И.А.)
  • Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников  (восп. Водяницкая Н.Л.)
  • Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания.
  • Решение педагогического совета (восп. Савченко А.В.)

Итак, приступим к работе.

1. Выполнение решений предыдущего педсовета (заведующий)

Отчёт о выполнении.

2.Старший воспитатель: 

        Ув. коллеги, предлагаю вам посмотреть небольшое видео.   

(Просмотр видео ролика «Живет повсюду красота») https://www.youtube.com/watch?v=MHlS2GN1T1o

— Действительно красота живет повсюду. Научить видеть эту красоту, научить наблюдать природу, любить и уважать все живое: цветы, птицу, зверя, рыбу, защищать их, бережно относиться к ним-  это главная задача экологического воспитания.

Что же вам удалось реализовать в работе по экологическому воспитанию дошкольников?

А сейчас я предлагаю провести рефлексию «Экологическое лукошко». 

На красной части листочка напишите ответ на вопрос:

— На зеленой части листочка постарайтесь кратко записать, какие минусы в вашей работе по экологическому воспитанию вы можете отметить?

Теперь соберём в экологическое лукошко спелую (красные листочки) и неспелую ягоду (зелёные листочки) и проанализируем., что нам удалось, а над чем еще предстоит работать.

Старший воспитатель собирает в корзинку цветные листы. Анализ работы по экологическому воспитанию.

Всё хорошее в детях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала.

Росли как цветы, малыши

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это как мы уже сказали только при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой и грамотностью.

И я предлагаю вам провести деловую игру «Экологическая грамотность»

1. Что означает термин «Экология»?

Термин «экология» введен немецким биологом Э.Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова «экойс», «экус» – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде.

2. Проблемы экологии в мире, стране, посёлке.

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы, под угрозой будущее всего поколения. Наблюдается высокая загрязненность воздуха, воды, почв от промышленности, транспорта, энергетики, как в мире, так и в стране и нашем посёлке.

3. Что же такое экологическое воспитание?

– Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.
– Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.

– Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, и т. д.

4. Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А.В. Луначарский «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого – ломать». Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде.

5. Определите задачи экологического воспитания.

– Воспитание любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным.

– Сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой основе конкретных представлений о явлениях живой и неживой природы.

– Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами.

6. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника.

Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.
7. В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения к природе; в чем берете вину на себя, как воспитатель.Непонимание, любознательность и интерес познать, подражательность детей. Безразличие и невнимани» к поведению детей. Отсутствие системы и целенаправленности работы с детьми и взаимодействия с семьями воспитанников.

8. Назовите организованные формы работы по эковоспитанию и совместную деятельность воспитателя и детей.

**Организованные:

  • экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т. д.)
  • занятия (познавательные, комбинированные, комплексные)
  • наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе
  • наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы
  • целевые прогулки на природе, походы
  • чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), – рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки, картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф.Юона и др.

заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.:

  • сбор коллекций, семян, камней, листьев
  • экологические праздники и досуги («День птиц», «День Земли», «День рождения Леса»)
  • опыты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории

юного исследователя:

  • марафоны, аукционы, акции
  • экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций
  • игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные)
  • различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику

9. Назовите детских писателей, воспевавших природу в своих произведениях.

А.С.Пушкин, В.Бианки, М. Пришвин, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Сладков, Л. Толстой, К. Паустовский, Г. Снегирев и др.

10. Взаимодействие с семьями воспитанников, формы экоработы.

Собрания, консультации, семинары, «Дни открытых дверей», праздники и досуги («День Земли», «Весенние посиделки», «День птиц» и др.), оформление экологических стендов (папки-передвижки, статьи, стихи, приметы, загадки, словесные игры для разучивания дома). Составление альбомов «Я и природа» (рисунки, фотографии, высказывания детей о природе), беседы с рекомендациями (создать мини-огород на подоконнике, завести домашнего питомца), совместные с родителями акции, фотовыставки, создание экологической газеты и т. д.

И подводя итоги нашей игры, проведём рефлексию «Поляна маков»

Педагоги наклеивают на глобус цветы красного цвета, если по пункту, зачитанному мной, достигнут положительный результат, цветок синего цвета – если нет .

  • Дети группы знают, какую пользу оказывают птицы в природе.
  • Вы доказали детям взаимосвязь всего живого, они знают, что нет вредных живых существ.
  • Наблюдения за живым в природе проводятся вами постоянно, при этом развивают мыслительную деятельность дошкольников.
  • Наблюдения за объектами природы вы интегрируете с занятиями по рисованию, развитию речи, лепке, конструированию.
  • Уход за цветами в уголке природы осуществляют дети.
  • На вашем участке имеются кормушки.
  • Вы с детьми летом собирали корм для птиц
  • На нашем участке есть скворечник
  • В группе есть библиотечка книг о природе.
  • Дети знают стихи на тему бережного отношения ко всему живому.
  • В группе оформляется наглядная агитация для родителей по эковоспитанию.

Посмотрите, на нашу землю: я нисколько не сомневалась, что она будет вся в красных маках, Меня очень радует преобладание красных маков на глобусе. Это положительные результаты в вашей работе.               

То же самое показывает и проведённая мной тематическая проверка.

С Анализом тематической проверки состояния воспитательно-образовательного процесса по экологическому воспитанию выступает старший воспитатель

А теперь мы переходим непосредственно в нашу «Педагогическую мастерскую», где вы расскажите, насколько же интересна была жизнь детей, постигающих просторы экологии.(

Уважаемые коллеги, мы сегодня побывали, действительно, в педагогической мастерской, где движущей силой является ваша творческая деятельность, разнообразие форм и методов, которые повлекут за собой повышение качества образования. 
Проект решения педагогического совета

1. Уделять должное внимание экологическому воспитанию дошкольников, развивать экологическую культуру детей: прививать любовь и бережное отношение к нашему общему дому – природе, формировать познавательный интерес к миру животных и растений. 

Срок исполнения: постоянно. Ответственные: воспитатели, специалисты.

2. Продолжать регулярно использовать элементарные опыты и эксперименты в природе для развития познавательной деятельности дошкольников.

Срок исполнения: постоянно. Ответственные: воспитатели.

3.Создать на территории детского сада «Экологическую тропу» Срок исполнения: сроки реализации проекта с 12.05. по 28.08.2018 г.

Ответственные: старший воспитатель, воспитатели.